Эстафета трудовой доблести

Калужская область

В предвоенный период Людиновский железоделательный завод, один из старейших в стране, был мощным, оснащенным передовой техникой предприятием всесоюзного значения. Здесь трудились высококвалифицированные рабочие, талантливые инженеры, а качество продукции ценилось на международном уровне. С первых дней Великой Отечественной войны завод – локомобильный на тот период – перестроился на выпуск оборонной продукции. Уже в июле 1941 г. было налажено производство сталистого чугуна, начался выпуск боеприпасов, организован цех капитального ремонта танков. Коллектив перевели на казарменное положение. Круглосуточная работа прерывалась лишь во время бомбежки – стратегически важное предприятие фашисты обстреливали с особой жестокостью, рассчитывая подорвать военную мощь СССР. Была разрушена часть производственных корпусов и котельной, трансформаторные подстанции. Фронт подступал все ближе. В конце июля 1941 г. принимается решение об эвакуации завода в город Сызрань Куйбышевской области, поближе к крупному железнодорожному узлу. С начала августа 1941 г. в течение полутора месяцев из Людинова на волжские берега были отправлены 38 эшелонов из 1820 вагонов и платформ с заводским оборудованием. В Сызрань уехали 1362 локомобилестроителя. Еще часть оборудования и рабочие направлены в города Балаково и Энгельс Саратовской области и в город Кусу на Урале. Труд по эвакуации предприятия и налаживанию производства на новом месте был поистине самоотверженным. Завод практически «вынесли на руках»: вагоны с оборудованием разгружали без платформ и кранов. Централизованных поставок стройматериалов не было, и рабочие сами вели разработку камня в карьерах, завозили глину, песок, готовили известь, делали гвозди. Круглосуточно (ночами при свете костров) монтировали оборудование под открытым небом и тут же приступали к работе. Первый огромный 700-тонный пресс был собран за месяц и пущен в эксплуатацию в октябре 1941 г. При катастрофической нехватке рабочих рук и постоянных перебоях в снабжении уже в начале декабря из Сызрани на фронт отправилась первая партия боеприпасов – 35 тысяч мин. А план товарного выпуска 1942 г. был выполнен досрочно – 30 ноября. После освобождения Людиновского района 4 октября 1943 г. завод лежал в руинах: все его здания были полностью разрушены или представляли собой пустые коробки, коммуникации выведены из строя. Оборудование, которое не успели эвакуировать, вывезено в Германию. Тем не менее, в декабре 1943 г. принимается решение о восстановлении завода. А уже к маю 1944 г., благодаря героическому труду людиновцев, завод заработал, сначала – для нужд фронта, а вскоре приступил и к выпуску довоенной продукции – локомобилей для сельского хозяйства на освобожденных территориях. За огромный вклад в дело Победы в конце 1942 г. коллектив Людиновского завода был награжден переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны, а в 1945 г. – орденом Трудового Красного Знамени. Материалы собраны МКЦ «Музей комсомольской славы» г. Людиново Калужской области.
загрузка...